Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта COVID-19
Сведения об образовательной организации Абитуриенту Версия для печати Версия для слабовидящих Личный кабинет в ЭИОС COVID-19 COVID-19
Новости

Профессор Александр Константинович Ольховацкий делится воспоминаниями

29.09.2023
Профессор Александр Константинович Ольховацкий делится воспоминаниями

Своими воспоминаниями поделился с нами один из старейших ветеранов нашего университета, бывший заведующий кафедрой «Технология и организация технического сервиса», профессор Александр Константинович Ольховацкий. В июле 2023 года Александру Константиновичу исполнилось 89 лет, но он продолжает активную творческую жизнь. Сейчас работает над третьим изданием своих мемуаров, продолжает поддерживать связь с кафедрой и университетом.

Копия фото для обложки новое.jpg

«Практически вся моя жизнь связана с университетом, начиная со студенческих лет в ЧИМЭСХ, это 1954–1959 годы, и заканчивая работой уже в составе Южно-Уральского ГАУ, а работал я до 82 лет. В студенческие годы у нас были замечательные преподаватели-наставники, которые отлично учили нас. Было много практики, в том числе и на уборке урожая. Во время работы в Есаульской МТС на уборке я познакомился с директором МТС И.Е. Ульманом. Он был одновременно доцентом на кафедре ремонта машин. Впоследствии в 1960 г. Иона Ефремович стал доктором технических наук, профессором и ректором ЧИМЭСХ, а в ноябре 1965 г. он принял меня к себе в аспирантуру и стал моим научным руководителем по диссертационной работе. В 60-70-е годы сформировалась и активно развивалась научная школа по восстановлению, ремонту и надежности машин под руководством И.Е. Ульмана. Наш институт ЧИМЭСХ в то время был в тройке лучших вузов страны по этому направлению. Вспоминаю, какие интересные были еженедельные по субботам научные семинары, которые проводились в течение 20 лет, конференции в стенах института. Приезжали аспиранты и ученые со всей страны, велись жаркие споры и дискуссии по научным вопросам. Да и мы постоянно ездили на конференции в разные институты от Кишинева до Барнаула. Помню один случай, который сейчас покажется смешным, а в то время это была чуть ли не трагедия. Я поехал докладывать свою диссертационную работу на конференцию в Иркутск. Делегация была большая, и нас встречали на автобусах. А в то время чертежи делали вручную, тушью и перевозили в тубусах. Так вот, мой багаж и тубус оказались в одном автобусе, а я в другом. Приехали мы на место, а багажа и тубуса нет! Как докладывать? Где чертежи? Еле-еле я их нашел в другом автобусе. Вот я испугался тогда, что мой труд потерян!

После защиты диссертации я остался работать на кафедре ремонта машин (так она тогда называлась). Работать мне нравилось. Я активно занимался наукой, а мои дипломники, как правило, писали свои дипломы, используя передовые научные разработки. После того как я стал заведующим кафедрой, я задумал в первую очередь изменить название кафедры, так как надо было идти в ногу со временем, внедрять новые учебные курсы, налаживать и развивать связи с ведущими научными учреждениями России и других стран. Руководство вуза в лице академика Бледных В.В. поддерживало мои начинания. Кафедра стала называться «Технология и организация технического сервиса», я стал параллельно работать над научными темами в ведущем научном институте РФ ГОСНИТИ. К нам на кафедру приезжали ведущие ученые из Москвы, например, академик В.М. Кряжков, д. т. н. В.П. Лялякин и другие. Также постоянно велась работа по внедрению в производство новых технологий, поэтому я очень плотно работал с директорами ремонтных заводов и других предприятий Челябинской области.

Мною написано около 300 научных статей, более 10 учебников для вузов и 4 монографии (монография «Безызносная эксплуатация двигателей внутреннего сгорания» и учебник «Повышение долговечности машин применением методов безразборного ремонта и реновационных технологий» изданы в Москве под редакцией ГОСНИТИ в 2015-м и 2016 годах) и др.

Мои научные труды посвящены повышению надежности машин после их ремонта, применению наноматериалов в техническом сервисе автомобилей и тракторов, повышающих долговечность в два и больше раз, а также проблемам энергосбережения, экологии, проблемам упрочнения и восстановления деталей машин, реновации машин и многим другим вопросам.

Под моим научным руководством, а также при непосредственном участии и научном консультировании в проведении экспериментальных и теоретических исследований подготовлено более 200 дипломников, защищено 11 кандидатских диссертаций: из них два соискателя впоследствии стали докторами наук. Получено 12 патентов Российской Федерации на изобретения.

Я получил ученое звание профессора в 59 лет и продолжал активно заниматься педагогической и научной деятельностью до 82 лет. С 1 августа 2016 г. вышел на пенсию.

За вклад в производство и науку награжден почетными званиями «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ» по указу Президента РФ в 2000 г., а в 2014 г. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации наградило меня знаком «Почетный работник агропромышленного комплекса РФ». В разные годы получил много различных наград по случаю различных событий и юбилеев. Среди них медали академиков А.И. Селиванова и В.И. Вернадского, медаль международной Академии наук о природе и обществе, медаль И.Е. Ульмана в связи со 100-летием со дня рождения и более 10 медалей других наименований.

Очень интересная была у меня трудовая жизнь, да и сейчас я стараюсь по мере сил узнавать что-то новое и помогать всем, кому это интересно и нужно».


Добавим, что Александр Константинович желает университету и лично ректору Светлане Васильевне Черепухиной процветания!



Вступай в золотой кадровый резерв
Вступить